Имя Владимира Васильевича Ушенина широко известно музыкальной общественности: заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, лауреат Всероссийского конкурса, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, руководитель ансамбля "Калинка" - одного из ведущих коллективов народно-инструментального исполнительства.
Имя Владимира Васильевича Ушенина широко известно музыкальной общественности: заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, лауреат Всероссийского конкурса, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, руководитель ансамбля "Калинка" - одного из ведущих коллективов народно-инструментального исполнительства.
Вызывает восхищение широта интересов и результативность деятельности музыканта. Прежде всего многочисленные слушатели знают его как активно концертирующего музыканта, который в составе ансамбля русских народных инструментов "Калинка" и как солист-баянист выступал в самых различных уголках России, побывал на гастролях в 17 странах мира. В составе ансамбля им сделано около 30 фондовых записей на Всесоюзном радио, выпущено 5 CD, а самим руководителем сольный диск "Популярная классика и фольклор".
Владимир Васильевич прекрасный, чуткий и требовательный педагог. Воспитание в его классе не ограничивается лишь стенами Ростовской консерватории: буквально к каждому своему студенту он относится как к собственным детям - студенты постоянно бывают в его гостеприимном доме, слушают вместе с педагогом многочисленные грамзаписи видеодиски на которых записаны выступления больших музыкантов, совместно горячо обсуждают прослушанное и увиденное. Нередко в этих обсуждениях принимает участие и его замечательная супруга - Татьяна Ивановна Ушенина, тоже незаурядный педагог классов баяна и дирижирования в Ростовском училище искусств.
В классе специального баяна и аккордеона у Владимира Васильевича всегда господствует подлинно творческая атмосфера, скрупулезное отношение к мельчайшим тонкостям интонирования, фразировке, артикуляции и вместе с тем неустанная забота о художественной архитектонике целого. Если к этому добавить постоянное стимулирование своих студентов к совершенствованию исполнительской культуры и технического мастерства, то становятся ясными причины столь значительных педагогических успехов. Действительно, среди подготовленных и выпущенных за 35 лет работы в вузе свыше 60 баянистов и аккордеонистов многие стали известными музыкантами. Достаточно вспомнить хотя бы таких лауреатов всероссийских и международных конкурсов, как заслуженный артист России, профессор РГК, композитор Владимир Шишин, профессор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института, композитор Роман Бажилин, заслуженные артисты Адыгеи Андрей и Борис Полун, Людмила Шляконите (Литва), главный дирижер и художественный руководитель Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев, композитор Александр Доренский, чьи произведения сегодня составляют важную часть репертуара класса баяна в музыкальных школах...
Многие знают Владимира Ушенина и как прекрасного аранжировщика. Ему принадлежит около 100 аранжировок и транскрипций для различных видов ансамблей, апробированных в концертной практике, составлены многочисленные переложения и ноты для баяна и аккордеона соло. Всем, кто интересуется ансамблевым исполнительством, хорошо знакомы его сборники "Из репертуара ансамбля народных инструментов 'Калинка'"
В.В. Ушенин является также автором многих книг, статей по истории и теории исполнительства. Важным подспорьем для изучения народного инструментального искусства юга России стали его крупные монографии "Из истории баянного исполнительства на Дону", "Из истории народно-инструментального ансамблевого исполнительства на Дону", сборник статей "Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики", статьи о наших известных баянистах в периодической печати и публикации в научных сборниках. Его научные и публицистические работы отличаются скрупулезным изучением разнообразного фактического материала, доказательностью тех или иных научных положений, живостью и увлекательностью литературного изложения.
Нельзя не сказать и о еще одной важной стороне деятельности Владимира Васильевича - общественной, в качестве неутомимого и активного пропагандиста исполнительства на русских народных инструментах. Он участвовал в становлении и развитии кафедр народных инструментов Тамбовского музыкально-педагогического института, Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии культуры и искусств, на протяжении ряда лет был заведующим кафедрами этих вузов, многие годы работал в Волгоградском институте искусств. Помимо этого, он руководил циклами абонементных концертов Ростовской областной филармонии, постоянно участвовал в жюри всероссийских и международных конкурсов, организации различных фестивалей и смотров. Подготовленные им передачи о донских исполнителях и педагогах-народниках на Ростовском радио неизменно пользовались успехом у многочисленных радиослушателей.
В настоящее время В.В. Ушенин продолжает свои изыскания в области истории народно-инструментального искусства Дона. Им готовится к публикации масштабное учебное пособие обобщающее результаты предшествующих исследований и адресованное широкому кругу молодых музыкантов, всем, кто интересуется достижениями донского исполнительства на русских народных инструментах.