Herbert Spencer
Великобритания, 27 апреля 1820
Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О.
Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа. Философию Спенсер понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по Спенсеру, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое - "мир явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли Спенсера, способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).
В теории познания Спенсер развивал концепцию т.н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). Спенсер пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно Спенсеру, то, что априорно для личности, апостериорно для рода.
Специфическая особенность позитивизма Спенсера - его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюцииСпенсер понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции Спенсера: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции Спенсера не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании Спенсера биологической эволюции - как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования.
Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы) общества. Спенсер - противник социализма, считавший революцию "болезнью" общественного организма.
В этике Спенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения Спенсера сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология Спенсера явилась одним из источников психофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогические идеи Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.
Философия Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.