Россия, 17 января 1863
Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор и теоретик театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Настоящая фамилия - Алексеев.
Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор и теоретик театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма. Настоящая фамилия - Алексеев.
В 1877 Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Koмиссаржевским) Общество искусства и литературы. Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, Станиславский приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене.
В 1898 Станиславский вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (MXT), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического обществава. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ.
Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. С 1900-х гг. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при MXT 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.
Станиславский стремтся осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К. С. Станиславского. В 1935 создал Оперно-драматическую студию. Станиславский никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе. Деятельность Станиславского, наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие Станиславского.
Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Народный артист СССР (1936).